С 4 по 8 ноября в Новосибирске прошла научно-образовательная программа «Школа по Центральной Азии», организованная Фондом Горчакова совместно с Новосибирским государственным университетом экономики и управления и Сибирским обществом международных исследований. В этом году мероприятие было посвящено геоэкономике и геополитике транспортных коридоров Центральной Азии и объединило более 30 молодых международников из России и стран этого региона.
Экспертами школы выступили представители ведущих научных центров и институтов развития. Среди них — специалисты из ИМЭМО, МГИМО МИД России, РУДН, Центра евразийских исследований им. Гейдара Алиева (Стамбул), Центра исследовательских инициатив «Ma'no» (Ташкент), Российского экспортного центра, Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири, Альфа-Банка, Банка «Левобережный», АО «ВЭД-Агент», а также медиа-аналитики из LogiStan.info, ИАП «Восточный экспресс 24», ГТРК «Новосибирск» и газеты «Правда».
Школа длилась три рабочих дня. Первый день программы был посвящен трансформации Центральной Азии от региона, где доминировали вопросы безопасности, к пространству активного экономического взаимодействия. Участники обсудили многовекторность международного диалога и развитие транспортного каркаса как ключевого элемента Большого евразийского партнерства. Эксперты отметили, что успешное развитие транспортно-логистической инфраструктуры напрямую связано с реализацией идеи Большого евразийского партнерства, а также с обеспечением устойчивого экономического роста.
Во второй день центральными темами обсуждения стали информационное пространство Центральной Азии и особенности работы бизнеса в регионе. Эксперты отметили, что местные медиа чаще фокусируются на локальных или глобальных повестках, игнорируя региональные события. Это создает поляризованность в информационном пространстве и препятствует эффективной оценке политического диалога. В ходе обсуждений также были затронуты вопросы торговых барьеров и необходимость их преодоления для улучшения делового климата. Спикеры также подчеркнули, что существует запрос на специалистов, хорошо понимающих экономические и политические реалии региона.
Заключительный день Школы был посвящен Каспийскому региону. Эксперты и участники обсудили добычу и экспорт углеводородов, транспортные коридоры, логистическую инфраструктуру и энергетическую политику прикаспийских государств. В ходе дискуссий они выделили ключевые экономические и политические факторы, влияющие на развитие региона, такие как экологическая повестка ЕС, сроки реализации проектов МТК и социально-экономическое положение прибрежных государств. Участники пришли к выводу, что принцип «каспийские вопросы — каспийскими странами» остается главным в обеспечении стабильности и процветания региона.
Ключевым аспектом Школы стала подготовка проектных работ, посвященных анализу концепций развития транспортных коридоров и межгосударственных соглашений. Победителем программы стал Данил Ерохин, студент Новосибирского государственного университета. Его работа будет доработаны вместе с экспертной командой Школы и сотрудниками Фонда Горчакова и опубликована в формате рабочей тетради.
«Я очень рад, что принял участие в таком познавательном и интересном мероприятии. Все спикеры представили свои позицию очень понятно и объемно. Особенно хотелось бы отметить выступления Станислава Причина и Акбопе Абыласимовой. Они живо и ярко подали материал, что помогло его лучше запомнить и воспринять!», — поделился Данил впечатлением о программе.
Со своей стороны участник из Казахстана Данияр Абенов отметил практикоориентированный характер программы: «Школа была очень информативной и была направлена на раскрытие вопросов, связанных с транспортно-логистической инфраструктурой. Каждый из спикеров обладал ценными знаниями, которыми они поделились с нами. Желаю всем участникам Школы успехов, дальнейшего роста и удачи!»